Супергерои украинского вина: Евгения Николайчук
В конце прошлого года винодельческая компания SHABO стала инициатором важного и интересного проекта. Все началось с того, что SHABO предложили широкой общественности выбрать ТОП 10 "супергероев" из 26 представителей винной индустрии, которые внесли ощутимый вклад в популяризацию украинского виноделия.
"Супергерои", которые были выбраны открытым голосованием в Facebook, получили в подарок номерные бутылки эксклюзивного винтажного игристого из лимитированной коллекции SHABO Grand Cuvee Zero и Grand Cuvee Rose, релиз которого состоялся в декабре 2020 года (кстати, вся партия была распродана в течение первой же недели с момента релиза).
Читайте также Украина впервые завоевала золото Decanter 2021: вина SHABO среди лидеров мировых производителей
Идея "винных супергероев" понравилась и имела такой мощный эффект, что отныне SHABO будет проводить ежегодную церемонию награждения амбассадора Бренда украинского вина. Первым же победителем стала Евгения Николайчук – совладелица сети Like a local's Wine Bar, винный эксперт (WSET4), создательница авторского курса Winestart и винной игры Winespiration.
По инициативе Важи Иукуридзе, основателя компании SHABO, Евгения стала первой обладательницей специальной ячейки на 17 бутылок в семейной энотеке семьи Иукуридзе, расположенной в Центре культуры вина SHABO.
Мы задали Евгении несколько вопросов на тему украинского виноделия и винной культуры в нашей стране.
Евгения Николайчук стала первым амбассадором Бренда украинского вина / Фото Евгения Николайчук
– Когда и как вы впервые познакомились с украинским вином? Расскажите свою историю.
– Если мы говорим о знакомстве с украинским вином, мы наверняка имеем в виду качественное украинское вино. У меня есть на этот счет две истории. Первая относится примерно к 2009 году, я тогда работала в компании Долмарт Украина, компания специализировалась на импорте в Украину “великих” вин. Собственница компании, Кристина Ксиниас, сказала в какой-то момент: мы будем делать дистрибьюцию для очень перспективного украинского производителя. Этим производителем была винодельня “Колонист”. Именно тогда я познакомилась с Иваном Васильевичем Плачковым, владельцем и основателем винодельни – все, кто с ним знаком, знают, что это невероятно харизматичный и интересный человек. Попробовав “Колонист”, я поняла, что в Украине, похоже, есть вино, и у этого вина есть будущее.
Вторая история – это знакомство с Игорем Самсоновым, владельцем винодельни Esse, расположенной в Крыму – это был 2011 год, до аннексии. Игорь пригласил меня к себе на винодельню. И именно тогда я поверила, что в Украине уже есть классное вино и люди, по-настоящему влюбленные в виноградники и виноделие. В тот момент тема made in Ukraine стала мне по-настоящему интересна.
– Сложно ли работать с украинским вином?
– Очень сложно по нескольким причинам. Я и мои коллеги часто слышим: “Ребята, вы настоящие герои” – потому что продавать условную Францию, Италию, Испанию, которые традиционно считаются винодельческими странами, куда проще – в отличие от Украины, которая до недавних пор имела скорее негативный имидж в глазах винолюбов.
Бренд украинского вина пока что в процессе формирования, и нам часто приходится преодолевать некое пренебрежение к нашему вину со стороны самих украинцев. Для нас это настоящий челлендж – перебороть незнание, неверие, нежелание узнать.
Кстати, ситуация с иностранными туристами и экспатами, работающими и живущими в Украине, совсем иная: они открыты ко всему новому и с интересом и удовольствием дегустируют и покупают украинские вина.
Еще одна причина – отсутствие структурированной информации об украинском виноделии. Мы с моим партнером Сергеем Климовым недавно начали изучать исторические документы, узнали потрясающие факты, о которых никому не было известно. Эти документы пылятся в архивах, никому до них нет дела, и это печально – я считаю, что знание своей истории и традиций очень важно, оно дает возможность гордиться тем, кто мы есть. Это касается всех сфер, не только виноделия.
Третья причина – отсутствие стабильности: в ценовой политике, в качестве вина, Украина пока еще ищет свой стиль, и это очень интересный процесс. Поэтому – да, непросто, но очень интересно и круто.
Евгения Николайчук – винный эксперт, совладелица сети Like a local's Wine Bar / Фото Евгения Николайчук
– Чего, с вашей точки зрения, не хватает украинскому виноделию?
– Хорошего маркетинга, причем именно для зонтичного бренда “украинское вино”. Как только у него появится правильный маркетинг и амбассадоры, которые будут профессионально продвигать украинское вино, всем нам будет житься лучше.
– Какие достижения украинского виноделия вы считаете самыми яркими?
– Сам факт того, что украинское вино существует и развивается, можно сказать, вопреки множеству не самых благоприятных обстоятельств. Я плотно работаю с украинским вином уже почти 5 лет и могу сказать, что за этот период наше виноделие совершило колоссальный рывок. Это – пусть и не самое стремительное, но уверенное движение вперед.
Мы видим прекрасные результаты, которые показывают наши вина в международных дегустационных конкурсах – к примеру, у SHABO в коллекции уже более 500 наград. О нас уже говорит международная пресса и к нашему вину уже есть интерес со стороны ведущих международных экспертов.
Интересно Вино за полмиллиона: узнайте о 5 самых дорогих винах в истории
– Каким вы видите украинское вино через 10 лет?
– Во-первых, мы определимся, кто мы, где мы и зачем, с какими сортами винограда хотим работать – с автохтонными или международными, защищаем и развиваем свои географические наименования или работаем “без правил”, с максимальной свободой творчества. В общем, я думаю, что через 10 лет украинское виноделие “найдет себя”, и количество виноделен будет в 3, а то и в 4 раза превышать сегодняшнюю отметку. Все больше виноградников будет появляться в центральных и северных регионах – не только на юге Украины или в Закарпатье. И еще мы восстановим свою историю, узнаем те факты, которые были забыты.
Евгения Николайчук уже давно работает с украинскими винами / Фото Евгения Николайчук
– С чего начать знакомство с украинским вином тем, кто еще не в теме?
– Для начала, конечно же, я рекомендую посетить сеть баров Like a local’s. Здесь вы можете попробовать интересные украинские вина из популярных и необычных сортов винограда, узнать о том, что винодельни у нас есть не только в Одесской и Николаевской области или в Закарпатье, но и в Винницкой, Хмельницкой, Киевской и Черниговской областях, познакомиться с разнообразием стилей, которые предлагают украинские виноделы – увидеть общую картину.
Евгения Николайчук советует глубже познакомиться с украинскими винными брендами / Фото Евгения Николайчук
Второй шаг – посещение украинских виноделен. И начать я очень рекомендую с Центра культура вина SHABO, гарантирую, что вы получите wow-эффект. Масштабные и очень красивые виноградники, современное высокотехнологическое производство, старинные подвалы, Дом игристых вин, интересная дегустация – все это поражает и внушает гордость за Украину и ее винную культуру. Мы любим сравнивать себя с Европой – так вот, это высокий европейский уровень.
К теме Винный уик-енд: едем в Центр культуры вина SHABO
Центр культура вина SHABO / Фото SHABO
Центр культуры вина SHABO / Фото SHABO
Центр культуры вина SHABO / Фото SHABO
Вообще, посещение винодельни и общение с виноделом – это прекрасный опыт, он учит нас ценить этот невероятный труд и вдохновляет. Возможность пообщаться с виноделами также есть на фестивалях вина – к примеру, Kyiv Food and Wine Festival, проходящий в Киеве дважды в год, весной и осенью, традиционно собирает больших и малых виноделов со всей Украины, и с большинством из них вы можете пообщаться на фестивале.
Исследуйте новые горизонты винного мира вместе с лучшими образцами украинского виноделия. Выбирайте вино по вашему вкусу в интернет-магазине SHABO– Что можно сделать для развития винной культуры в Украине?
– Есть две простые вещи, которые может сделать каждый из нас: первая – купить бутылку украинского вина, вторая – продегустировать и похвалить.